Проект Института Развития Прессы-Сибирь
Школа гражданских коммуникацийШкола гражданских коммуникаций
На главную
Обратная связь
Содержание сайта
Главная / Форум / Нацпроект «Независимые СМИ и свобода слова» /
Новое сообщение

Оксана Константинова 28/09/09 13:42 писал(а):
Re: Нацпроект «Независимые СМИ и свобода слова»

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/sibirp/www/ibs/lib/Smarty/plugins/modifier.make_links.php on line 30
Олег, давайте пофантазируем, что мы являемся разработчиками нацпроекта с сфере СМИ. Это один из вариантов решения накопившихся проблем: срастания власти и прессы в провинции, превращения ее в структурное подразделение муниципальной власти, главной задачей которой является не всестороннее и объективное освещение действительности, а обслуживание интересов власти, пропаганда и агитация в ее пользу.
Для закваски пойдёт ваш проект:Федеральными властями сегодня предпринимаются усилия для становления в нашей стране гражданского, правового общества. Об этом говорит наметившаяся реформа судебной системы, усиление борьбы с коррупцией, избавление от правового нигилизма. И средства массовой информации играют здесь не последнюю роль. Однако положение прессы, учредителями которых являются органы местного самоуправления, в большинстве регионов РФ удручающее. Российская глубинка практически лишена объективного освещения истинного положения дел на уровне местных властей.
Существующая сегодня система муниципальных СМИ обслуживает в основном интересы чиновников, политических сил и олигархов (в т.ч. регионального уровня), служит инструментом борьбы за власть, устранение неугодных соперников в сфере политики и большого бизнеса.
Районные газеты сегодня – наиболее читаемые на местах – в районах и районных городах. Но именно журналисты этих газет буквально связаны по рукам, когда речь заходит о деятельности муниципальной исполнительной или представительной власти. Разумные инициативы федерального центра по борьбе с коррупцией буквально тонут на уровне большинства муниципалитетов. Факты нецелевого расходования местного бюджета, злоупотреблений должностным положением некоторых районных и городских чиновников, кумовства, манипуляций с муниципальным заказом (что происходит почти повсеместно), как правило, известны местным журналистам, но в силу того, что фактическим хозяином газеты и редакции является местная власть, эти факты не могут быть преданы гласности. Если это и происходит, следуют гонения на неугодного журналиста или редактора.
Государственные и муниципальные дотации в собственные СМИ тормозят развитие конкуренции в этой сфере, не способствуют раскрытию профессиональных журналистов и становлению рынка СМИ как сферы бизнеса.
Наличие в районах «карманной» прессы способствует созданию аристократическо-олигархических мини-«государств» внутри гражданского государства. И данная тенденция, к сожалению, все больше проявляется на местах. Отсутствие реальной гласности в большинстве органов местного самоуправления порождает безнаказанность и вседозволенность самих муниципальных представителей власти, что еще больше напоминает раковые опухоли на теле страны.
Единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в расгосударствлении муниципальных средств массовой информации, в запрете органам местного самоуправления быть учредителями СМИ, за исключением тех, что предназначены исключительно для публикации принимаемых нормативных актов. Сегодня при отсутствии в большинстве муниципальных образований независимых СМИ нет реального контроля населением деятельности властей, отсутствует полная и достоверная информация об их работе, не предаются гласности факты коррупции, злоупотреблений, что фактически помогает уходить от ответственности.
Говоря о реформировании системы взаимоотношений СМИ и органов местного самоуправления, мы не может обойтись полумерами, поэтому расгосударствление должно коснуться и государственных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения.
Проблему финансирования СМИ после их расгосударствления, мы считаем, следует решать путем государственных и муниципальных заказов, проведения конкурсов и тендеров на публикацию информации, необходимой властям всех уровней. Но в этом случае представители властей не будут чувствовать себя хозяевами СМИ и вести себя соответствующим образом. Они превратятся в равноправных партнеров для средств массовой информации.
«Необходимо постепенно переходить к расгосударствлению средств массовой информации, в первую очередь газет и журналов. Органы государственной власти должны передавать свои функции учредителей редакциям, журналистским коллективам», — эти слова из обращения к Федеральному Собранию РФ принадлежат экс-Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину. Сказаны они были в 1993 году. За минувшие 16 лет государство ничего не сделало для реализации послания Президента. Более того, ситуация усугубилась, особенно в муниципалитетах буквально всех регионов страны.
В связи с изложенным предлагаем внести изменения и дополнения в законодательство РФ в части возможности учреждения средств массовой информации государственными органами и органами местного самоуправления, внести изменения в законодательство о государственных и муниципальных заказах, разработать концепцию постепенного перехода от государственных и муниципальных СМИ к негосударственным СМИ, систему государственной поддержки районной и городской прессы на переходном этапе.

Далее, что мы можем предложить, если рассматривать нацпроект как комплексный ряд мер по выходу из кризиса? Этапы, сроки, задачи, которые мы планируем достичь
1. Первоначальный этап: думаю займет не менее 3-х лет. Этот этап включает временный переход на федеральное финансирование. Он потребует серьезных финансовых вливаний. Необходимо отработать структуру редакций, определиться с организационно-правовой формой, далее — всеобуч на добровольно-принудительной основе редакторов. журналистов, дизайнеров. Всеобуч будут проводить те структуры, которые выиграют конкурс на их организацию. Предусмотреть финансирование.
Всеобщая модернизация нерентабельных районных газет, которая включает полную компьютеризацию, подключение к Интернету, снабжение цифровой техникой и пр.( там, где этого еще нет).
2. Период постепенного разгосударствления (1–2 года) районной прессы. Этот этап связан с наработкой навыков работать по госзаказам и грантам.
Исходя из опыта, многие редакторы сегодня даже не знают о таком ресурсе, как гранты. Или знают, но не умеют, не хотят, привыкли к привычной схеме кормежки из муниципального котла.
3. Через пять лет  — полное разгосударствление. Задача — развитие качественной, гражданской, социально ответственной прессы, полная самоокупаемость. Выживает сильнейший. Власть и пресса — партнеры.
Это пока схематично. Но сама по себе идея реализуема?
Виктор спрашивал: достигнуты цели др. нацпроектов? Я сужу по местной «фактуре». В медицине подвижки заметны. По крайней мере, уже сегодня удалось решить проблемы вливания «свежей крови», молодых специалистов на селе много и от них есть толк. Усилилась профилактическая работа и оказание первой мед. помощи в отдаленных населенных пунктах. А ведь прошло только три года.

Ваше имя:
Адрес электронной почты:
Тема:
Сообщение:

Внимание! Использование тэгов на форуме запрещено.
По версии Минюста РФ: распространение материалов проекта осуществляется Некоммерческим партнерством «Институт развития прессы-Сибирь»,
выполняющим функции иностранного агента.
МартДизайн
Сделано в Cтудии МартДизайн
USSN: 5–365–17–08022005
Rambler's Top100
ООО «Институт развития прессы-Сибирь» © 2019
© Фонд Так-так-так
Об использовании материалов
Адрес: 630087, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 30, офис 609.
Почтовый адрес: 630073, г. Новосибирск, а/я 207.
Телефон: (383) 346–50–10
E-mail: sibirp@sibirp.ru